8 800 222 08 77
Сеифети Контрол:
«Наша задача — сделать Вашу работу безопасной!»
Вся информация конфиденциальна

Основы экономики охраны труда

Основы экономики охраны труда

Охрана труда на предприятии, к сожалению, большинством работодателей воспринимается как некая трудоемкая и затратная обязательная деятельность, не приносящая дохода.

Однако на самом деле инвестиции в охрану труда в виде капитальных вложений и текущих расходов со временем могут принести достаточно ощутимые выгоды.

Для того чтобы максимально эффективно организовать деятельность по охране труда, работодателям (руководителям организаций и предприятий) надо знать:

  • требования, предусмотренные законодательством РФ в отношении перечня обязательных мероприятий по охране труда;
  • требования, предъявляемые законодательством РФ к организации работ по охране труда (в т. ч. квалификационные требования к специалистам по охране труда);
  • состав прямых и косвенных затрат на охрану труда;
  • источники и обязательный размер финансирования мероприятий по охране труда;
  • возможности, предоставляемые работодателю законодательством РФ для возмещения затрат на охрану труда;

виды ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Обязательные мероприятия по охране труда

Общеизвестен факт, что в соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) юридические и физические лица при осуществлении ими любых видов деятельности обязаны исполнять государственные нормативные требования охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда — это требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, в которых устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует обратить внимание на то, что согласно данному определению государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются любыми законами и нормативными актами, отдельные положения которых направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

То есть законодательные требования по обеспечению промышленной, пожарной безопасности и других видов безопасности работников, будучи направленными на сохранение их жизни и здоровья, относятся в т. ч. к государственным нормативным требованиям охраны труда.

Это подтверждается и определением охраны труда как системы мер сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 209 ТК РФ). Причем перечень мероприятий, составляющих данную систему мер, имеет открытый характер. Он включает в себя:

  • правовые,
  • социально-экономические,
  • организационно-технические,
  • санитарно-гигиенические,
  • лечебно-профилактические,
  • реабилитационные
  • и иные мероприятия.

Работодатель (руководитель организации) обязан обеспечить реализацию этих мероприятий должностными лицами всех подразделений организации в зависимости от делегированных им полномочий.

Состав прямых затрат работодателя на охрану труда

Затраты по обеспечению выполнения государственных нормативных требований по охране труда относятся к основным затратам в сфере охраны труда и являются прямыми затратами.

Прямые затраты, направленные на реализацию мероприятий по охране труда, включают капитальные вложения и текущие расходы.

К капитальным вложениям относятся единовременные затраты на создание основных фондов для улучшения условий и охраны труда (их состав должен соответствовать основным направлениям проводимых или планируемых мероприятий), а также на совершенствование техники и технологии в целях улучшения условий труда и обеспечения его безопасности.

Текущие (эксплуатационные) расходы

Текущие затраты учитываются суммарно по всем видам мероприятий за счет установленных работодателем источников финансирования в соответствии с планом мероприятий по охране труда

 

К ним относятся:

1) дополнительные текущие расходы на содержание и обслуживание зданий, сооружений, оборудования, вызванные его совершенствованием в целях улучшения условий труда и предотвращения травматизма и обеспечивающие безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

2) затраты на подтверждение соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда (согласно требованиям ст. 215 ТК РФ);

3) расходы на функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ), в т. ч.:

  • на информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
  • приобретение стендов по охране труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, ГО и ЧС, оказанию первой помощи;
  • приобретение знаков безопасности, ограждающих лент;
  • приобретение журналов по охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, ГО и ЧС, иной документации;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
  • обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • организацию контроля за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

4) затраты на средства индивидуальной и коллективной защиты работников, смывающие и обезвреживающие средства, в т. ч.:

  • на приобретение и организацию выдачи работникам специальной одежды, обуви и других СИЗ, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
  • ремонт, стирку, химическую чистку специальной одежды, обуви и других СИЗ;
  • приобретение и организацию выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств;

5) затраты на обеспечение работников по установленным нормам молоком или другими равноценными пищевыми продуктами (или на соответствующие компенсационные выплаты);

6) расходы на обязательные медицинские мероприятия:

  • на организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • на организацию проведения других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников;
  • затраты на внеочередные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями;

7) затраты на санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников, в т. ч.:

  • на содержание санитарно-бытовых помещений, здравпунктов и постов по оказанию первой помощи (обеспечение аптечками);
  • доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

8) расходы на обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников (ст. 196, 225 ТК РФ), в т. ч. затраты на обучение:

  • требованиям охраны труда,
  • требованиям промышленной безопасности,
  • пожарно-техническому минимуму,
  • требованиям электробезопасности,
  • в области гражданской обороны (ГО и ЧС),
  • способам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

а также затраты на проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте;

9) затраты на проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ);

10) расходы на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

11) затраты на гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

12) расходы, связанные с уплатой дополнительных тарифов взносов в ПФР;

13) расходы на принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в т. ч. по оказанию пострадавшим первой помощи;

14) затраты на расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

15) расходы на выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора.

Конкретный перечень обязательных превентивных затрат работодателя разрабатывается на основе вышеприведенных сведений с учетом специфики деятельности организации.

Основная задача работодателя заключается в делегировании обязанностей по исполнению каждого конкретного комплекса мероприятий должностному лицу (специалисту) необходимого уровня квалификации и обеспечении функционирования СУОТ.

Только такой подход обеспечит минимизацию финансовых вложений в обязательные мероприятия по охране труда.

Источники и обязательный размер финансирования мероприятий по охране труда

В соответствии с положениями действующего в настоящее время законодательства источниками финансирования мероприятий по охране труда могут являться:

  • средства организаций, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль;
  • собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль;
  • средства социального страхования, включая средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средства целевого финансирования.

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет:

  • средств федерального бюджета,
  • бюджетов субъектов РФ,
  • местных бюджетов,
  • внебюджетных источников.

Порядок данного финансирования устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Кроме того, в конкретных отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

Необходимо отметить, что перечисленные в предыдущем разделе затраты работодателя направлены как раз на улучшение условий и охраны труда и снижение уровней профессиональных рисков работников.

Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС) осуществляет меры по экономическому стимулированию организаций к созданию безопасных условий труда. Эти меры хорошо известны: установление скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирование предупредительных профилактических мер.

В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, приведен перечень мероприятий, расходы по которым подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов страхователя.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Страховые взносы в ФСС уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты СОУТ, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Она разработана для усиления экономической заинтересованности в создании здоровых и безопасных условий труда и определяет механизм расчета скидок и надбавок к страховым тарифам.

Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524.

Чтобы получить скидку, согласно п. 7 Правил страхователям необходимо до 1 ноября текущего года обратиться в территориальное отделение ФСС (по месту регистрации). Вопрос о предоставлении скидки будет рассмотрен, если страхователь:

  • ведет хозяйственную деятельность не менее трех лет;
  • своевременно уплачивает текущие страховые взносы;
  • на момент подачи заявления не имеет задолженности по страховым взносам.

Согласно п. 5 Правил скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ) или СОУТ, а также сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Сведения о результатах АРМ или СОУТ и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Минтрудом России.

Скидки устанавливаются страховщиком согласно произведенному расчету при условии, что все указанные в пункте 3 Правил показатели, рассчитанные по итогам деятельности страхователя за три предшествующих года, меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Минтруда России не позднее 1 июня текущего года.

В настоящее время законодательством определены следующие возможности уменьшения фактических прямых затрат работодателей на охрану труда:

  • ежегодное возмещение части средств, затраченных работодателем на охрану труда, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (до 20% сумм страховых взносов);
  • получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (до 40%);
  • уменьшение видов и размеров предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда (в случае подтверждения результатами СОУТ фактического улучшения условий труда работников);
  • уменьшение размеров дополнительных тарифов взносов в ПФР (в случае подтверждения результатами СОУТ фактического улучшения условий труда работников);
  • освобождение от обязанности предоставлять работникам гарантии и компенсации и от уплаты дополнительных тарифов взносов в Пенсионный фонд России (далее — ПФР) (в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда);
  • уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на величину расходов, связанных с обеспечением нормальных условий труда и выполнением требований по охране труда (ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Косвенные затраты на охрану труда

По данным МОТ, косвенные затраты в результате несчастных случаев могут превышать прямые затраты в 8–36 раз

 

Косвенные затраты на охрану труда возникают у работодателя, как правило, если он не выполняет требования, установленные законодательством РФ в этой области, и если с его работниками происходят несчастные случаи (или возникают профессиональные заболевания).

К прямым затратам предприятия в связи с несчастными случаями на производстве относятся:

  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (увеличение тарифа страховых взносов до 40%);
  • затраты на оказание первой помощи пострадавшим и доставку их в медучреждение или к месту жительства;
  • заработная плата в день несчастного случая (если она была начислена пострадавшему в день травмы);
  • выплаты в соответствии с коллективным договором единовременных компенсаций потерпевшим либо лицам, имеющим право на их получение;
  • компенсация морального вреда потерпевшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо лицам, имеющим право на его возмещение;
  • затраты на расследование несчастного случая (профессионального заболевания).

Согласно ст. 229.2 ТК РФ по требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Эти расходы оценить достаточно просто.

Косвенные затраты не менее реальны, однако могут быть оценены только на основе детального анализа конкретного несчастного случая.

Потенциальными косвенными затратами в связи с несчастными случаями на производстве являются:

  • расходы на привлечение персонала к расследованию несчастного случая;
  • затраты на оплату работ, связанных с ликвидацией последствий несчастного случая;
  • потери в результате повреждения (уничтожения) оборотных средств и основных фондов;
  • потери от недополученной продукции (невыполненных работ, услуг) вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
  • нарушение производственного процесса непосредственно после несчастного случая;
  • снижение качества продукции после несчастного случая;
  • потеря производительности и, как следствие, прибыли;
  • расходы по найму и обучению новых работников;
  • расходы по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве;
  • уменьшение производительности травмированных работников, переведенных на более легкую работу.

Виды ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Максимальный размер штрафов с 1 января 2015 г. может достигать 150 тыс. руб. В случае повторного нарушения — 200 тыс. руб. Также возможна дисквалификация должностного лица на срок от года до трех, административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

 

Законодательством РФ предусмотрены следующие виды ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований по охране труда:

  • дисциплинарная,
  • материальная,
  • административная.
  • уголовная.

Штрафные санкции — один из видов косвенных затрат работодателя на охрану труда.

До 1 января 2015 г. максимальный размер административного штрафа за нарушение государственных нормативных требований охраны труда составлял 50 000 руб.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» внес существенные поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Изменения вступили в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1. ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридические лица — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Части 2 и 3 ст. 5.27 устанавливают размеры штрафов за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если последний отказывается признать сложившиеся отношения трудовыми, и за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора (для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.) либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.).

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет для должностных лиц дисквалификацию на срок от года до трех и для юридических — наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Кроме того, Законом № 421-ФЗ расширен состав административных правонарушений в области охраны труда. Теперь к ним относятся:

  • нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ;
  • непроведение СОУТ;
  • необеспечение работников средствами защиты;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ).

Законом № 421-ФЗ с 1 января 2014 г. также внесены поправки в статью 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований охраны труда»:

«1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Для того чтобы избежать убытков, связанных с возможным наложением на организацию и ее должностных лиц новых штрафных санкций, состояние дел по охране труда работников и локальные акты организации должны быть приведены в соответствие с последними изменениями законодательных требований.

При этом особое внимание следует уделить правильности оформления:

  • трудовых договоров работников,
  • инструкций по охране труда,
  • документации по инструктажам,
  • документации по обучению требованиям охраны труда,
  • документации по обязательным медицинским осмотрам,
  • документации по обеспечению работников СИЗ,
  • документации по проведению СОУТ (или АРМ — в переходный период, т. е. до 31 декабря 2018 г.).

  

Сеифети Контрол
Охрана труда для руководителей и специалистов
регион Москва и мос. область
Возможность он-лайн консультаций по охране труда
Тел: 8 800 222 08 77
E-mail:
Адрес: Москва, пр-т Вернадского
Создание сайта — студия Lucky Label